В
Врач-иллюстратор Георгий Сапего
01.07.2026 10:23 · 👁 566
От мороженого болит голова, но это может спасти вам жизнь
Бывает такой вид головной боли, которая начинается от холодных напитков или мороженого. Это не страшно. Поболит минутку и пройдет.
Но оказалось, что именно таким способом можно защитить сердце.
Всё началось тогда, когда людям во время реанимации придумали охлаждать голову. Предполагалось, что пока сердце не работает, нужно снизить активность головного мозга. Так он лучше сохранится. Как котлета в холодильнике.
И вот людям остужали мозги разными способами, пока не придумали портативную штуковину, которая через нос вливала на заднюю стенку глотки быстро испаряющийся хладагент. Приспособа быстро охлаждала всего человека, но особенно мозг.
Оказалось, что при таком подходе реанимация получается особенно эффективной. Сердце запускалось, и клиент выживал.
Обратите внимание, что не мозги его выживали, а именно сердце запускалось. Мозги — это дело десятое.
Ученые решили, что быстрое охлаждение глотки снижает температуру в той части мозга, которую называют гипоталамусом. А гипоталамус умеет управлять всем нашим организмом. Мы с вами уже обсуждали его вклад в повышение сахара по утрам.
Короче, во время реанимации охлаждение мозга действует на сердце как адреналин и улучшает кровоснабжение самой сердечной мышцы. И сердце оживает.
Выходит, что во время поедания мороженого та самая головная боль намекает на легкое охлаждение мозгов. Которое при случае запустило бы остановившееся сердце. Наверное.
Вот у меня точно от ледяных кефиров голова болит. А у вас?
Спрашивайте в комментариях всё, что непонятно.
Если вас сегодня порадовала моя картинка, а мои объяснения помогли разобраться в проблеме, то можете поддержать мой сайт вот через эту карту: 4279 3806 3855 2200
И спасибо за сообщения в банковском чате! Мне их особенно приятно читать.
https://georgysapego.ru/ot-morozhenogo-bolit-golova-no-jeto-mozhet-spasti-vam-zhizn/
В
Врач-иллюстратор Георгий Сапего
01.07.2026 06:51 · 👁 612
Есть ли такое понятие, как комфортный вес для организма?
Нет, это байка. Или даже не так. Это иллюзия. У людей постоянно случаются иллюзии и всякие когнитивные искажения. Ну типа когда им кажется, что уже где-то это видели.
С комфортным весом примерно так же. Это компромисс между желанием жрать и вредом для здоровья.
В первом варианте люди просто наедают пузо до такого веса, под которым еще не подламываются колени. Им комфортно в мирной жизни. Но внезапно стартануть и убежать уже может не получиться. Коленки выворачиваются и болят. Это честный вариант. Но где-то рядом будут насквозь больные персонажи, которых спасатели вытаскивают через окно квартиры. Потому что в дверь они уже не проходят.
Второй вариант похуже. Тут уже чистая психиатрия. Тут люди, которым очень нравится жрать. Нажравшись, они испытывают комфорт. И называют это комфортным весом. Колени у них уже могут подламываться, но им хорошо. Потому что они этими коленями не пользуются, а получают удовольствие от жизни за счет еды.
В третьем случае просто у каждого свой запас жира, который поддерживается пищевыми привычками и уровнем гормонов. Нельзя сказать, что это комфортно или приятно. Просто стабильный вес. Если обмануть гормоны, медленно снижая калорийность рациона, то можно похудеть. Или можно кольнуться лекарством, отбивающим аппетит. Так тоже гормоны обманываются.
В четвертом случае от похудения всё отвисает и выглядит неэстетично. Некомфортно. Хочется набрать жирка.
Короче, каждый раз это будут чудачества. Организм глуп и делает что попало.
А у вас, дорогие товарищи, есть свои пятые и шестые варианты?
Спрашивайте в комментариях всё, что непонятно.
Если вас сегодня порадовала моя картинка, а мои объяснения помогли разобраться в проблеме, то можете поддержать мой сайт вот через эту карту: 4279 3806 3855 2200
И спасибо за сообщения в банковском чате! Мне их особенно приятно читать.
https://georgysapego.ru/est-li-takoe-ponjatie-kak-komfortnyj-ves-dlja-organizma/
В
Врач-иллюстратор Георгий Сапего
30.06.2026 07:25 · 👁 811
Капельница «Золушка» с глутатионом. Типа чтобы «засиять». Ага
Глутатион — это антиоксидант, который состоит из трех аминокислот. Его давно пытались к чему-нибудь приспособить и в результате упёрлись в «Золушку».
Родом эта «Золушка» из Южной Кореи. Там начали внутривенно капать коктейль из глутатиона, витамина С и может быть альфа-липоевой кислоты. Предполагается, что от этого кожа станет светлее, засияет, выведутся токсины, и вернется молодость. Типа Золушку отмыли.
Фишка в том, что глутатион реально смещает синтез меланина из более темной разновидности в более светлую. Кожа светлеет.
При поедании или намазывании на кожу глутатион вроде постепенно слегка осветляет. Но очень плохо всасывается. Поэтому его пытались вливать в вену. Это именно то, что рекламируют.
В одном из самых популярных научных исследований на эту тему подопытным два раза в неделю полтора месяца вливали глутатион, и где-то каждый третий пострадавший клялся потом, что кожа слегка посветлела. Но ненадолго. У кого-то при этом повредилась печень, а кто-то заработал серьезную аллергическую реакцию.
Дошло до того, что некоторые беспринципные аптеки разводили пищевую добавку в стерильной воде, чтобы это дело можно было влить в вену. В добавке были ошметки бактерий, плесень и какие-то токсины. Некоторые желающие осветлиться тяжело болели. Кого-то просто трясло, у кого-то случилось заражение крови. Научные исследования не показали какую-то пользу для здоровья от присутствия в крови большой дозы глутатиона.
Абонемент
Не до всех просветлённых доходило, что эффект осветления временный. Процедуры надо было постоянно повторять. Подписочная модель. И каждый раз есть шанс нарваться на еще один побочный эффект.
Короче, не надо так делать.
А вы уже прокапались?
Спрашивайте в комментариях всё, что непонятно.
Если вас сегодня порадовала моя картинка, а мои объяснения помогли разобраться в проблеме, то можете поддержать мой сайт вот через эту карту: 4279 3806 3855 2200
И спасибо за сообщения в банковском чате! Мне их особенно приятно читать.
https://georgysapego.ru/kapelnica-zolushka-s-glutationom-tipa-chtoby-zasijat-aga/
В
Врач-иллюстратор Георгий Сапего
30.06.2026 04:33 · 👁 849
Почему рисовый отвар с солью при поносе лучше, чем сахар с солью?
Скажу больше, рисовый отвар с солью при холере лучше, чем глюкоза с солью.
Традиционно глюкозу использовали как помощника для всасывания натрия в кишечнике. При какой-нибудь холере кишечник с бешеной скоростью сливает воду с солями. Так можно быстро обезводиться и того…
Глюкоза в растворе с солью помогает этой соли всосаться в кровь. А вместе с ними тянется и вода. Обезвоживание уменьшается. Это очень точная наука. Добавь чуть больше глюкозы, и она сама начнет действовать как слабительное.
В домашних условиях глюкозы обычно нет, но есть сахар. Он тоже помогает соли всосаться. Но сахар для начала должен развалиться на глюкозу и фруктозу. Фруктоза некоторое время будет болтаться в просвете кишечника и сама на себя будет оттягивать часть воды. Она не слишком сильно это делает, но заметно.
С рисовым отваром уникальная ситуация. Этот рисовый крахмал очень слабо тянет на себя воду. Если положить рядом гигантскую молекулу крахмала и одинокую молекулу глюкозы, то они тянут на себя воду одинаково (один к одному). Но как только крахмал подплывает к стенке кишечника, он начинает перевариваться ферментами, и от него отщепляются отдельные молекулы глюкозы. До этого момента они были спрятаны внутри крахмала и не могли сами по себе провоцировать понос.
Поэтому в тяжелых случаях, при холере или у маленьких детей рисовый отвар имеет преимущество.
К сожалению, сам рис моментально становится источником заразы. В нем живут неубиваемые споры микробов, которые в тепле за несколько часов превратятся в целую армию бактерий, выделяющих рвотный токсин. Токсин не разрушается при кипячении, и поэтому рисовый отвар может жить только несколько часов. Его используют где-нибудь в Бангладеш, где специально обученные люди с пылу с жару запаивают пострадавшим рисовый отвар с солью. Нам с вами такое не нужно. Нам при наших несерьезных поносах хватит обычных бульончиков и водички с небольшим количеством сахара и солью.
На литр воды пол чайной ложки соли и шесть чайных ложек сахара. Но лучше готовый порошок из аптеки.
А если у вас понос с температурой или ребенок запоносил, то вообще не думайте и не пытайтесь. Просто поите водой и сразу звоните в поликлинику или в скорую.
А вы, дорогие товарищи, вчерашним рисом не травились?
Спрашивайте в комментариях всё, что непонятно.
Если вас сегодня порадовала моя картинка, а мои объяснения помогли разобраться в проблеме, то можете поддержать мой сайт вот через эту карту: 4279 3806 3855 2200
И спасибо за сообщения в банковском чате! Мне их особенно приятно читать.
https://georgysapego.ru/pochemu-risovyj-otvar-s-solju-pri-ponose-luchshe-chem-sahar-s-solju/
В
Врач-иллюстратор Георгий Сапего
29.06.2026 16:44 · 👁 938
Правда ли, что урсодезоксихолевая кислота в общем разгружает печень?
Нет, это байка. Урсодезоксихолевая кислота (УДХК) прицельно действует на болезни печени, связанные с нарушенным оттоком желчи. Это не «гепатопротектор». Оно работает тогда, когда проблема в желчи и её едкости.
УДХК у нас и в норме есть в составе желчи. Просто её там мало. Но если её добавить в таблетке, то станет больше. Она заменит более едкие желчные кислоты, и желчь станет помягче.
👍🏻Где она помогает
При первичном билиарном холангите. Это прямо для неё. Реально спасает жизнь.
Для растворения холестериновых камней в желчном пузыре и желчных протоках.
При холестазе беременных (когда они чешутся).
Для профилактики появления камней в желчном пузыре, если пострадавший решил резко похудеть.
👎🏻Где она не действует
При жировом гепатозе она не действует. Да, могут снизиться АЛТ и ГГТ, но это просто улучшение анализов, а воспаление и фиброз в печени лучше не станут. Там даже прямым текстом говорят, чтоб УДХК не давали. Потому что лучше не станет.
Была печальная история с первичным склерозирующим холангитом. Это когда скукоживаются желчные протоки большого калибра, и параллельно еще страдает кишечник. Там врачи очень хотели прогнать густую желчь через скукоженные желчные протоки и бесконечно повышали дозу УДХК. Пришлось остановить исследование, потому что пострадавшие начали пачками умирать. Анализы у них улучшались, а печень разваливалась.
Короче, УДХК — это узкоспециализированное средство. Помогает там, где проблема была в застое желчи или едкости желчи, но (!) при условии, что в результате умирают меньше (а так не всегда бывает).
То есть эту штуку нельзя пускать «для поддержки» или «разгрузки печени» при гепатозах или гепатитах. Да, анализы могут улучшиться, но закончится всё может плохо. Кто-то умер.
И еще раз. Анализы могут улучшиться, а печени станет хуже.
А у вас анализы улучшились?
Спрашивайте в комментариях всё, что непонятно.
Если вас сегодня порадовала моя картинка, а мои объяснения помогли разобраться в проблеме, то можете поддержать мой сайт вот через эту карту: 4279 3806 3855 2200
И спасибо за сообщения в банковском чате! Мне их особенно приятно читать.
https://georgysapego.ru/pravda-li-chto-ursodezoksiholevaja-kislota-v-obshhem-razgruzhaet-pechen/
В
Врач-иллюстратор Георгий Сапего
27.06.2026 15:43 · 👁 1.2K
Если для похудения назначили лираглутид, а от него ночью просыпаешься, то надо ли поесть перед сном для профилактики гипогликемии?
Лираглутид — это препарат типа семаглутида, который назначают при сахарном диабете или для похудения. И вот тут у нас для похудения.
Фишка лираглутида в том, что он короткого действия, и пик этого самого действия может быть каждую ночь. И типа побочные эффекты.
Вот только, братцы, побочные эффекты лираглутида ночью включают в себя изжогу и дискомфорт в животе от переполнения. От того и просыпаются.
Если у вас нет сахарного диабета, то почти нереально добиться от лираглутида гипогликемии ночью. Сахар если и упадет, то от сочетания с другими конкретно сахароснижающими лекарствами. А вот сам лираглутид снижает сахар в крови почти исключительно в те моменты, когда сахар повышен. То есть уронить его ниже плинтуса без помощи других лекарств лираглутид не может.
К тому же даже при сахарном диабете нет доказательств, что поздний плотный ужин спасет от ночной гипогликемии. Проверяли, и как-то не получалось.
Короче, если вы проснулись ночью от лираглутида, и у вас нет сахарного диабета, то вас разбудил не низкий сахар в крови, а ваш живот, в котором застаивается пища. Если съесть на ночь дополнительную порцию пищи, то ЧТО? Правильно! Станет еще хуже.
Не для того, дорогие товарищи, вам назначены уколы для похудения, чтобы вы еще больше ели.
Кто-нибудь вообще его себе колет каждый день? Это ж дорого. И больно.
Спрашивайте в комментариях всё, что непонятно.
Если вас сегодня порадовала моя картинка, а мои объяснения помогли разобраться в проблеме, то можете поддержать мой сайт вот через эту карту: 4279 3806 3855 2200
И спасибо за сообщения в банковском чате! Мне их особенно приятно читать.
https://georgysapego.ru/esli-dlja-pohudenija-naznachili-liraglutid-a-ot-nego-nochju-prosypaeshsja-to-nado-li-poest-pered-snom-dlja-profilaktiki-gipoglikemii/
В
Врач-иллюстратор Георгий Сапего
26.06.2026 11:32 · 👁 1.6K
Что делать человеку с мерцательной аритмией, если надо лечить зубы, но не всякая анестезия подходит?
Ему надо откровенно поговорить на эту тему со стоматологом. И с кардиологом тоже.
Проблема местной анестезии в стоматологии возникает из-за адреналина, от которого подскакивает пульс и артериальное давление. При мерцательной аритмии лучше пульс не подскакивать. Под это дело разработана специальная тактика.
В качестве анестетика стоматолог может выбрать мепивакаин. Он выгодно отличается от лидокаина и похожих препаратов тем, что не расширят сосуды в месте укола.
Ну то есть лидокаин сам по себе умеет расширять сосуды. Лидокаин вкалывают под зуб, но сосуды тут же расширяются, и лидокаин вымывается из-под зуба в кровь. Анестезия заканчивается. Если подлить туда адреналину, то сосуды не будут так быстро и сильно расширяться, и анестезия продержится дольше.
Так вот мепивакаин даже без адреналина сам по себе умеет суживать сосуды. Сам себя сдерживает, и медленно вымывается. Все счастливы.
Вернее не так. Счастливы будут опытные стоматологи, потому что адреналин ничем не заменишь, и даже самый хитрый на свете мепивакаин действует не слишком долго. Неопытным студентам его не доверят.
Даже если ничего такого под рукой нет, то всё равно стоматолог должен знать, что у вас не всё в порядке с сердцем. Он по крайней мере в нужный момент потянет поршень шприца на себя, чтобы проверить, не попал ли он в кровеносный сосуд. Так что не стесняйтесь стоматологу жаловаться. Если стоматолог вас боится и выгоняет из кабинета, то это не самый плохой вариант. Пойдёте к другому.
Что? Нет, мепивакаин в целом не лучше и не новее. Его сравнивали с другими анестетиками в далеком 1961 году. Он просто имеет вот такое интересное свойство.
А ваши лекарства, дорогие товарищи, имеют какие-нибудь интересные свойства?
Спрашивайте в комментариях всё, что непонятно.
Если вас сегодня порадовала моя картинка, а мои объяснения помогли разобраться в проблеме, то можете поддержать мой сайт вот через эту карту: 4279 3806 3855 2200
И спасибо за сообщения в банковском чате! Мне их особенно приятно читать.
https://georgysapego.ru/chto-delat-cheloveku-s-mercatelnoj-aritmiej-esli-nado-lechit-zuby-no-ne-vsjakaja-anestezija-podhodit/
В
Врач-иллюстратор Георгий Сапего
25.06.2026 13:16 · 👁 1.5K
Что это за редкостный сакубитрил добавляют к сартану при сердечной недостаточности?
При сердечной недостаточности сердцу трудно перекачивать кровь. Внутри самого сердца формируются рубцы, которые делают сердце жестким. Почки бунтуют и выделяют вредные гормоны. В организме задерживаются натрий и вода. Этой водой можно наглухо захлебнуться.
Понятно, что сердце пытается сопротивляться судьбе и само из себя выделяет гормоны, которые снижают артериальное давление, уменьшают жесткость сердечной стенки, выводят воду и соль, успокаивают почки. Полный комплект. Джентльменский набор.
Но в это дело вмешивается фермент, который разрушает целебные сердечные гормоны.
Так вот сакубитрил подавляет вредного фермента, и целебные сердечные гормоны накапливаются в крови. Давление снижается, сердце становится спокойнее и мягче, лишняя вода и соль выводятся. Все счастливы.
Чтобы заполировать эффект, туда же добавляют валсартан. Он хорошо сочетается с сакубитрилом.
Проблема в том, что иногда он слишком хорошо сочетается, и у пострадавших заваливается давление. Поэтому назначение сакубитрила в паре с валсартаном — это очень ответственный шаг, которым будет руководить кардиолог. Такое назначение автоматически означает, что без лечения вы скоро помрете. Поэтому отнеситесь серьезно.
А вы уже отнеслись?
Спрашивайте в комментариях всё, что непонятно.
Если вас сегодня порадовала моя картинка, а мои объяснения помогли разобраться в проблеме, то можете поддержать мой сайт вот через эту карту: 4279 3806 3855 2200
И спасибо за сообщения в банковском чате! Мне их особенно приятно читать.
https://georgysapego.ru/chto-jeto-za-redkostnyj-sakubitril-dobavljajut-k-sartanu-pri-serdechnoj-nedostatochnosti/
В
Врач-иллюстратор Георгий Сапего
24.06.2026 13:18 · 👁 1.5K
Зачем знакомый ест белую глину, и что теперь с ним будет
Вопрос: дорогой доктор, а вот про белую каолиновую глину что скажете? Есть глиноед в кругу знакомых, знатно похудел, брюхо убрал, это как, физиологично? Заодно и кремния подбросить? Ваше просвещенное мнение?
Мой ответ: поедание глины хорошо известно на примере беременных с пикой. То есть со стремлением есть несъедобное. У них от этого дела нарушается всасывание железа. Это может быть вредно.
А еще глина специфически связывает калий в кишечнике, и со временем могут ослабнуть мышцы. Может даже и с сердцем плохо будет.
Есть мнение, что глина мешает всасываться цинку, и от этого будет недостаток. Но это не точно.
А еще глина гарантированно мешает всасываться целой куче лекарств. Поэтому если знакомый имеет хронические заболевания, то ему может стать хуже.
Бывает проверенная глина, которую едят как лекарство. Это каолин и смектит.
Каолином в смеси с пектином уже очень давно пытались загущать понос. Но потом решили, что от загущения поноса сам объем потерянной воды не изменится, и это баловство. Теперь так перестали делать.
Ну а смектит до сих пор едят. Благо, что этого смектита мало в пакетике, и он дорогой.
Да, глину ели и едят, чтобы перебить аппетит. Кому-то просто надо что-то закинуть в желудок.
У тех же беременных глина может подавить изнуряющее слюнотечение. У них это слюнотечение может быть признаком пики (поедания несъедобного), а может и эквивалентом тошноты беременных. Короче, беременные глину едят.
С одной стороны, пусть бы и ели, но с другой стороны, это глина. Она как земля, руда или камни из оврага, то есть может содержать какой-нибудь свинец. Лучше такое не жрать.
Кремний, кстати, если оттуда и всасывается, то совсем немного. Мы и так это кремний получаем с водой и пищей.
Физиологично есть глину для каких-то там африканских оленей. Но не для людей.
Мне почему-то кажется, что проще получить заворот кишок, чем похудеть от глины. Может он не худеет от глины, а болеет от неё?
В принципе, это известное чудачество, и если не есть больше нескольких граммов в день дольше 2–4 месяцев, то скорее ничего плохого не будет.
А вы, дорогие товарищи, сколько дней подряд можете есть смектит?
Спрашивайте в комментариях всё, что непонятно.
Если вас сегодня порадовала моя картинка, а мои объяснения помогли разобраться в проблеме, то можете поддержать мой сайт вот через эту карту: 4279 3806 3855 2200
И спасибо за сообщения в банковском чате! Мне их особенно приятно читать.
https://georgysapego.ru/zachem-znakomyj-est-beluju-glinu-i-chto-teper-s-nim-budet/
В
Врач-иллюстратор Георгий Сапего
22.06.2026 11:42 · 👁 1.7K
История про то, как порошок от простуды смешался с бета-блокатором и лопнул аневризму в голове
Мы тут обсуждали совместимость антикоагулянта с антиаритмическим соталолом и порошка от простуды. Это те порошки, которые облегчают носовое дыхание. С фенилэфрином и фенирамином.
Фенилэфрин сосудосуживающий, и понятно, то он может повысить артериальное давление. Но тут история посложнее.
Дело в том, что соталол — он не просто антиаритмический препарат, но еще и бета-блокатор. Типа метопролола, бисопролола или пропранолола.
Так вот был случай, когда женщина получала бета-блокатор пропранолол, и ей закапали в глаза фенилэфрин, чтобы посмотреть глазное дно. Тот расширяет зрачок.
Внезапно у неё подскочило артериальное давление, и лопнула аневризма в голове. Закончилось всё плохо.
Дело в том, что фенилэфрин суживает сосуды, а бета-блокаторы мешают расширяться сосудам. Получается двойной сосудосуживающий эффект, и подскакивает давление.
Это взаимодействие плохо изучено, поэтому на всякий пожарный рекомендуют не смешивать бета-блокаторы с уколами или глазными каплями фенилэфрина.
В нашем случае был бета-блокатор соталол, который лучше бы не смешивать с порошком от простуды.
Я вообще побаиваюсь этих сосудосуживающих порошков. Можно и без них обойтись.
Короче, мы переживаем, чтобы во время простуды антикоагулянты не смешивали с аспирином или ибупрофеном, а тут в порошке от простуды может быть намешано еще кое-что. Поаккуратнее с этим делом!
Спрашивайте в комментариях всё, что непонятно.
Если вас сегодня порадовала моя картинка, а мои объяснения помогли разобраться в проблеме, то можете поддержать мой сайт вот через эту карту: 4279 3806 3855 2200
И спасибо за сообщения в банковском чате! Мне их особенно приятно читать.
https://georgysapego.ru/istorija-pro-to-kak-poroshok-ot-prostudy-smeshalsja-s-beta-blokatorom-i-lopnul-anevrizmu-v-golove/